Узнать статус заказа
Введите номер заказа
ID заказа
№ счета
Статус
Склад
Трек-номера
Заказ не найден
+7 800 777-9462
Сегодня 06:05
Для того, чтобы начать пользоваться сервисом, необходимо войти или зарегистрироваться
Вход
Звонок специалисту
доб.: 39-90
пн–пт: 8:30–17:00 по Москве

Растем эффективно: опыт российских компаний

24 октября 2014 года

Для большинства российских компаний пока что нет срочной необходимости принимать жесткие антикризисные меры в связи с ухудшением экономической ситуации в стране. Но вопрос способности бизнеса успешно функционировать в сложных внешних условиях и его стратегической эффективности становится все более актуальным.

 

Мы решили провести мини-исследование опыта повышения эффективности в успешно развивающихся компаниях из различных отраслей. Формула роста эффективности?

Можно ли выделить общее в том, что делают компании для повышения своей эффективности? На первый взгляд, общего мало. Каждая из компаний делает акцент на чем-то своем. Тем не менее, давайте выделим ключевые точки, в которых опрошенные компании наиболее схожи.

Зона роста эффективности

Хотя наибольшего роста эффективности компаниям удалось достичь за счет различающихся наборов действий, можно проследить в них общую логику. И она достаточно проста: компании прежде всего выбирают для оптимизации ту сферу бизнеса, которая имеет для этого наибольший потенциал. Обычно такой выбор решений отражает специфику бизнеса - отраслевую, стратегическую и другие.

Например, Антон Евдокимов, генеральный директор ЗАО «ГК «Эталон» считает, что наибольший рост эффективности его компания смогла достичь за счет реструктуризации бизнеса, а на КАМАЗе Борис Морозов, начальник аналитического центра, связывает рост с реализацией проектов по повышению производительности труда.

Стоит отметить, что никто из опрошенных экспертов – руководителей компаний не назвал в качестве наиболее эффективной меры столь распространённое в кризис 2008-09 годов «лобовое» сокращение затрат. Хотя не стоит недооценивать значение и таких действий в острой стадии кризиса...

Непрерывные улучшения

...Большинство опрошенных компаний отдают предпочтение политике непрерывных улучшений, хотя и разовые проекты также реализуются. По словам генерального директора Владимира Пономарева, все 22 года своего существования ОАО «РИАТ» постоянно разрабатывает и внедряет улучшения всех бизнес-процессов в компании с целью повышения общей эффективности бизнеса.

«Применяем все методы, так сказать, по месту – делится опытом Антон Евдокимов, - Есть и проекты улучшений, и постоянные изменения. Мне больше нравятся постоянные изменения».

Ярослав Иванов также комбинирует различные методы на базе подхода, который он называет «ситуационным»: это и постоянно действующая процедура рацпредложений, и разовые поручения, когда «припекло» или «достало». Но все же наибольшего эффекта на КЭАЗе удается достигать за счет технологий «бережливого производства».

Можно предположить, что дело тут не в каких-то исключительных преимуществах применяемых методов непрерывных улучшений, а в том, что достигнутый уровень эффективности со временем не снижается, а наоборот поддерживается и поднимается еще выше.

Систематично или ситуативно?

Интересно, что при существенном сходстве подходы компаний к росту эффективности имеют и значимые отличия. Прежде всего это касается вопроса, следует ли заниматься этой задачей систематично или по ситуации.

Сергей Федоринов («Юлмарт») на систематической основе реализует универсальный подход, который может включать в себя самые различные мероприятия: «Основа подхода – это текущий факт, далее - выделение не устраивающих показателей, постановка целей по новым показателям (по смене трендов), выработка гипотез по мероприятиям для изменения трендов, проработка мероприятий, запуск мероприятий на реализацию и контроль выполнения».

В компании «РИАТ» систематичность обеспечивается за счет внедрения управленческого инструментария. По оценке Владимира Пономарева, наибольший вклад в повышение эффективности бизнеса внесла разработанная и внедренная более 15-ти лет назад система целеполагания на основе методики BSC, планирования и контроллинга.

А вот компания «Беркут» все в большей степени отказывается от каких-то планов и прогнозов KPIs: «У нас есть некоторый долгосрочный взгляд и понимание ближайшего шага, который мы стараемся делать более эффективным за счет гибкого управления проектами, по аналогии с венчурными фондами», - рассказывает Виталий Баланда, директор по стратегии компании.

Михаил Завилейский, генеральный директор компании «DataArt» также отметил, что они не занимаются повышением эффективности бизнеса систематически, а просто стараются адаптироваться к изменениям, чтобы оставаться прибыльными и финансово независимыми, плюс решать конкретные проблемы: косметически - по ходу дела, а системно – в кризисы, когда есть время и ресурсы.

В целом же, на наш взгляд, разница между этими подходами не столь существенна, как может показаться. Компании реализуют общий подход «от бизнеса», а каким именно образом, с помощью каких инструментов – это уже не столь принципиальный вопрос. И опять же он сильно зависит от специфики бизнеса. Так, не склонные к систематическому подходу к повышению эффективности компании «Беркут» и «DataArt» ведут бизнес в динамично развивающейся сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Схожего взгляда придерживается Ярослав Иванов (гендиректор КЭАЗа): «Я считаю, что подходы могут быть разные и их куча, от "здравого смысла" до "программы бережливого производства". Главное, чтобы у акционера и команды топ менеджмента были вместе МОГУ, ХОЧУ, БУДУ!!!»...

Дмитрий Сироткин, ИКФ "АЛЬТ"

 

 


{{config.countCommentsText}}
Чтобы оставлять комментарии необходимо авторизоваться.
  • avatarМодератор
    {{comment.nick}} {{comment.nick}} {{comment.parent.author}}
    {{comment.parent.author}}
     {{comment.parent.date|date:'dd.MM.yyyy'}} в {{comment.parent.date|date:'H:mm'}}
    {{comment.date|date:'dd.MM.yyyy'}} в {{comment.date|date:'H:mm'}}
     
    {{comment.likes}}
    Чтобы отметить комментарий необходимо авторизоваться
    Редактировать Сохранить Отмена Удалить
  • Еще