Среди победителей конкурса «Менеджер года – 2013» много знакомых имен. Что вовсе неудивительно, ведь компании, в которых они работают, как правило, на слуху и, образно говоря, составляют «золотой фонд» в самых разных сферах деятельности.
В машиностроительной отрасли был высоко оценен организаторский талант Ярослава ИВАНОВА, управляющего директора ЗАО «Курский электроаппаратный завод». Секреты успеха узнавала наш корреспондент.
Договориться о встрече оказалось делом непростым: в плотном графике управляющего директора одного из успешных предприятий курского региона все расписано по минутам. Деловые переговоры, встречи с поставщиками, планерки с персоналом… Про таких говорят: «руководитель новой формации». Вот он, портрет современного топ-менеждера: высокий уровень знаний (в багаже у Ярослава Иванова юридический факультет РОСИ, обучение по президентской программе по подготовке кадров, высшая школа экономики) плюс инициатива и умение мыслить неординарно, просчитывая разумные риски и вложения, органично сочетаются в одном человеке. Менеджер – это и дипломат, и психолог, и инноватор, и критик, и мыслитель в одном лице, в зависимости от обстоятельств и задач, которые нужно решать в данную минуту. Впрочем, о себе Иванов говорит предельно кратко, считая, что победа в конкурсе не его личная, а всего коллектива в целом.
Если перейти на военную терминологию, Иванов – заместитель командира по тылу, и, вполне понятно, чем надежнее этот тыл, тем стабильнее работает все предприятие. А само предприятие, по мнению Ярослава Владимировича, – это в первую очередь люди, кадровый потенциал, а вовсе не стены и станки (без которых, естественно, качественную продукцию не создашь). И инвестировать прежде всего нужно именно в человека труда. Причинно-следственная связь налицо: будут кадры – будет функционировать и производство, все затраты окупятся с лихвой.
Правда, тех, кто ожидает сиюминутной выгоды и легкого хлеба, придется разочаровать. Если предприятие планирует прожить долго (КЭАЗу в следующем году исполняется 70 лет), его нужно холить и лелеять как курочку, которая несет золотые яйца, соблюдая разумный баланс между вложениями, смелыми проектами и качеством выпускаемой продукции.
Для наглядности приведу один простой пример. Вам необходимо в определенные сроки построить стену. Для работы вы можете нанять сто каменщиков, можете десять, а можете и одного. В первом случае работу строители выполнят быстро, но получат за нее не слишком много, в последнем – каменщик весь фонд оплаты положит в свой карман, но потратит на стройку много времени и сил, и еще неизвестно, насколько качественной в итоге получится стена. Мудрый руководитель выберет золотую середину. Это и есть политика управления в действии.
Политика вроде бы и понятная, но пользуются ею далеко не все руководители. Увы, сколько примеров и в нашем регионе, и по стране в целом, когда в погоне за сиюминутной выгодой о «курочке» и не думали заботиться, а получив максимальную прибыль, пускали «под нож». Предприятие приказало долго жить, люди остались без работы, а их семьи – без средств к существованию. Вот такая печальная арифметика.
Потому-то и радует тот факт, что за последние годы выросло уже целое поколение менеджеров, которые умеют мыслить по-современному, видеть перспективы развития, сохраняя при этом стабильность компаний и составляя достойную конкуренцию зарубежным производителям.
Курский электроаппаратный завод – это прекрасный выбор для тех, кто хочет работать по-новому и умеет мыслить креативно. Светлые головы во все времена высоко ценились, и, если есть идеи, которые будут двигать российскую промышленность, их услышат, внедрят и соответственно оплатят.
Еще один позитивный момент: социальная ответственность бизнеса перед обществом: как компания, которая прочно стоит на ногах, КАЭЗ отчисляет средства на благотворительность. Вспомнилось утверждение Тома Питерса, что менеджеры – прежде всего деятели. Или, как говорят на Уолл-стрит, они «дело делают». Для нас важно, чтобы это дело не только давало рабочие места тем, кто действительно хочет работать, но и возвращало стране (пусть и маленькими шагами) былую славу процветающей державы.
Журнал «VIP/Взгляд.Информация.Партнерство»