Модульное электрооборудование — это «скромные труженики» на напряжение до 1000 В: защитные автоматы, дифференциальные автоматы, устройства защитного отключения и некоторые другие. Они установлены буквально повсюду. Но если на рынке высоковольтной аппаратуры значительную часть занимают отечественные производители, то модульное электрооборудование на DIN-рейку по большей части импортируется. О том, как развивается отечественное производство данного вида электрооборудования и какие еще есть способы снижения рисков, обусловленных зависимостью от импорта в данной сфере, шла речь на нашем очередном круглом столе.
Современное низковольтное модульное электрооборудование на DIN-рейку достаточно легкое и компактное, поэтому затраты на его перевозку относительно небольшие. В этом оно принципиально отличается от высоковольтного оборудования, которое, вследствие его больших размеров, гораздо сложнее перевозить, особенно когда речь идет о производителях из Юго-Восточной Азии. Соответственно, конкурировать на рынке модульного электрооборудования отечественным производителям труднее.
В то же время недавние политические события показали важность наличия отечественного производства такого электрооборудования. Ведущие европейские компании, занимающиеся данным направлением, ушли с российского рынка. Что же касается модульного электрооборудования из Китая, то оно из-за колебаний курса рубля и усложнения логистики заметно подорожало.
Кстати, если говорить о странах Евросоюза, то оттуда в 2000-х годах выносились на другие континенты целые отрасли промышленности, тем не менее, производство модульного электрооборудования было сохранено. Подозреваем, что производство такой продукции сохранили вопреки «невидимой руке рынка», благодаря поддержке государства в той или иной форме, учитывая большую значимость этой товарной категории.
К сожалению, одномоментно развернуть массовое производство модульного электрооборудования невозможно. Тем не менее, есть путь уже сейчас снизить зависимость цены от внешних факторов. Речь идет о локальных брендах. Российская компания регистрирует бренд и занимается его продвижением, но само производство заказывает в Китае. Поскольку в структуре цены современной продукции затраты на маркетинг занимают значительную часть, а расходы на брендинг устанавливаются в рублях, цены можно удерживать на достаточно низком уровне.
— Каковы преимущества и недостатки модульного оборудования на DIN-рейку российского производства с точки зрения потребителей и щитовиков?
Ярослав Иванов:
— В первую очередь хочу уточнить, что под российским производством мы подразумеваем выпуск изделий, которые входят в Реестр промышленной продукции, произведенной на территории России, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 719. Наша продукция отвечает требованиям документа. Если абстрагироваться от технических характеристик, самое важное преимущество устройств КЭАЗ в том, что мы разрабатываем и производим оборудование в России и с учетом российских реалий. У нас есть различные климатические исполнения, мы соответствуем всем ГОСТам и требованиям к качеству. Иностранным вендорам приходится адаптировать свою продукцию для российских условий, что может повлиять на ее качество и стабильность работы. Также, в отличие от иностранных производителей, у нас есть возможность оперативного производства под конкретный запрос — например, с регулированием диапазона срабатывания или другими «техническими фишками».
Собственное производство — это еще и про контроль остатков. В условиях кризиса глобальных логистических цепочек многие компании столкнулись со срывом сроков или удорожанием изделий. КЭАЗ, напротив, продолжает производить продукцию и постоянно пополняет склады. За счет этого мы продолжаем бесперебойную работу и готовы гарантировать стабильность своим клиентам. Мы знаем потребности клиентов и сформировали продуктовый портфель таким образом, чтобы проекты можно было реализовывать на оборудовании только одного производителя.
Я думаю, единственный недостаток российского производства — невозможность масштабироваться в короткий период для того, чтобы удовлетворить весь потребительский спрос.
— В чем, на ваш взгляд, преимущества и недостатки схемы «российский бренд + китайское производство»?
Ярослав Иванов:
— Многим компаниям такая схема кажется привлекательной: она позволяет получить готовый продукт быстро и без затрат на собственные разработки.
Но все не так однозначно. Во-первых, имея иностранное производство, не обязательно китайское, невозможно выполнить все требования заказчика или кастомизировать изделие под нужды конкретного проекта. Зачастую потребителям приходится брать ту линейку, которая есть у компании, а не ту, которая нужна. Во-вторых, сложно учесть все внешнеполитические и экономические факторы.
— Раньше, когда потребители не доверяли китайскому качеству, локальные бренды создавали иллюзию производства товаров в Европе или в России. Но теперь ситуация изменилась, в Китае появляются собственные сильные бренды. Как это может повлиять на отечественных производителей и локальные бренды, зарегистрированные в России?
Ярослав Иванов:
— КЭАЗ на протяжении многих лет успешно конкурирует как с западными, так и с восточными брендами. Китайские бренды действительно набирают силу, но серьезную конкуренцию могут составить буквально считанные единицы из них. Вообще, пока ни один зарубежный бренд не пришел на российский рынок всерьез и надолго. Последние события это лишний раз подтвердили. Проблемы с логистикой, санкционные ограничения и зависимость от курса валют привели к уходу и дестабилизации многих производителей. От этого в первую очередь пострадали их клиенты, которые не смогли выполнить свои обязательства по проектам.
— Почему на самом деле в России слабо развито производство собственного модульного электрооборудования?
Ярослав Иванов:
— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать историю развития электротехнического оборудования. В Советском Союзе была цепочка предприятий, каждое из которых специализировалось на определенном диапазоне по току и напряжению. В совокупности они обеспечивали полную линейку продукции, после распада СССР цепочка разорвалась. И многие пошли по самому легкому пути — стали закупать оборудование в Китае и перепродавать в России.
КЭАЗ удалось наладить собственное производство устройств на DIN-рейку. Кстати, первый модульный выключатель мы выпустили еще в 90-е годы — это был ВМ40. Но, на самом деле, для реализации такой задачи нужны значительные временные затраты на локализацию производства. С учетом же высокой конкуренции в этой нише вопрос окупаемости производственных линий стоит очень остро. Не все компании готовы к таким сложностям.
— Насколько российское производство модульных устройств на DIN-рейку облегчает победу в тендерах по поставке щитов с их использованием крупным российским компаниям и госструктурам? Может ли в этом плане давать какие-либо преимущества российское происхождение бренда при размещении производства в Китае?
Ярослав Иванов:
— Одна из важнейших антикризисных мер, которую оперативно приняло наше правительство, — постановление об изменении порядка проведения госэкспертизы проектов в 2022 г. Оно позволяет проводить экспертизу для замены электротехнического оборудования иностранного происхождения на российское по упрощенному формату. Это своеобразная гарантия для щитовиков, что уход европейских брендов с рынка не повлияет на реализацию их проектов. О других изменениях говорить пока рано. Не будем забывать, что Россия по-прежнему входит в ВТО, и мы конкурируем как с азиатскими, так и с европейскими брендами.
— В результате политических событий были нарушены цепочки поставок, даже когда речь идет о Китае, поскольку ведущие логистические компании зарегистрированы в странах Евросоюза. Как это повлияло на ваш бизнес?
Ярослав Иванов:
— В логистике поступающих к нам и экспортируемых из РФ грузов возникли трудности с поставками и одновременное увеличение затрат. Пока явных предпосылок к тому, что логистические цепочки восстановятся, не видно (данные на апрель 2022 г. — прим. ред.) В итоге потребители столкнутся с повышенной стоимостью или отсутствием ряда привычных изделий. Но, благодаря собственному производству КЭАЗ и увеличению складского запаса, мы минимизировали все риски и продолжаем пополнять рынок своим оборудованием.
— Какая доля иностранных комплектующих, по вашей оценке, содержится в отечественном модульном электрооборудовании? Что из комплектующих можно освоить в производстве уже в ближайшее время?
Ярослав Иванов:
— Исходя из того, что российское оборудование должно отвечать требованиям Постановления Правительства № 719, КЭАЗ является единственным российским производителем устройств на DIN-рейку.
В нашем оборудовании импортными являются 5 % деталей — это незначительные элементы, которые экономически целесообразно заказывать, а не производить, такие как дугогасительные ка-меры, заклепки и колодки. Мы продолжаем поставки деталей, в ближайшее время осваивать их производство мы не планируем.
Освоить можно любые компоненты, вопрос, как всегда, в цене налаживания производства и наличии сырья. Например, производство пластиковых деталей сопряжено не только и не столько с закупкой оборудования, разработкой конструкторской документации, производством матриц. Более важными факторами являются стабильность качества используемого сырья, уровень квалификации технологов и операторов, производственная дисциплина. Освоение выпуска деталей из пластика — для нас уже пройденный этап, сейчас мы прорабатываем намоточные изделия, контактные узлы и т. д. Несмотря на имеющиеся трудности, мы продолжаем реализовывать нашу дорожную карту по расширению ассортимента продукции.
Алексей Васильев,
журнал «Электротехнический рынок» № 3, 2022 год