Узнать статус заказа
Введите номер заказа
ID заказа
№ счета
Статус
Склад
Трек-номера
Заказ не найден
+7 800 777-9462
Сегодня 21:02
Для того, чтобы начать пользоваться сервисом, необходимо войти или зарегистрироваться
Вход
Звонок специалисту
доб.: 39-90
пн–пт: 8:30–17:00 по Москве

Импортозамещение в электротехнической отрасли: новые перспективы

18 ноября 2020 года

Благодаря поправкам в 44-ФЗ и 223-ФЗ, принятым в августе этого года, у отечественных компаний появилось больше возможностей конкурировать с иностранными в рамках программы импортозамещения. Новые правовые акты, предложенные Минпромторгом, призваны устранить «бреши» в предыдущем нормативном регулировании импортозамещения, которыми пользовались недобросовестные заказчики. Нововведения пока только вступили в силу, но, по всей видимости, они должны позитивно сказаться на отечественной электротехнической отрасли.

Государственные закупки электротехнической продукции, как и любой другой, регулируются 44 и 223 Федеральными законами. Эти нормативные документы, помимо основной цели — создания прозрачной системы госзакупок, были призваны регулировать импортозамещение. По 44-ФЗ закупают товары госорганы и бюджетные учреждения, а по 223 — госкорпорации, в которых участие государства составляет более 50 %. 44-ФЗ — это закон с более жестким регулированием.


Поправки в 44-ФЗ и 223-ФЗ позволят создать прозрачную систему госзакупок

Согласно этому документу, приоритетным фактором в любом гостендере является цена. Чем она ниже — тем больше у участника шансов на победу. Однако такой упрощенный подход не работает и в игру вступает большое количество дополнительных факторов, которые первоначально создатели этих законов не учли. Например то, что электротехническое оборудование может быть очень разное: от маленьких низковольтных выключателей до масштабных трансформаторных подстанций. Ещё один нюанс — закупки электротехники на государственном уровне дополнительно регулируются ещё несколькими правовыми актами.

Электротехническое оборудование закупается в составе щитов, трансформаторных подстанций

С 2015 до 2019 года российское происхождение продукции подтверждалось только заключением Минпромторга РФ, основанном на акте экспертизы ТПП России по правилам ПП РФ (см. дополнительные материалы) от 17.07.2015 № 719. Было составлено специальное приложение с кодами товаров, которые можно отнести к промышленным изделиям, выпущенным на территории Российской Федерации. К сожалению, эта задумка не сработала как надо. Во-первых, не было согласованных действий между различными департаментами в министерстве. А во-вторых, до недавнего времени подтвердить российское происхождение продукции можно было просто получив сертификат соответствия ТР ТС (Таможенный регламент Таможенного союза). Сертификат ТР ТС (сейчас называется ТР ЕАЭС) — документ, подтверждающий, что продукция соответствует требования Таможенного союза РФ, и фактически он никак не подтверждает страну происхождения товара. Этим и пользовались недобросовестные производители.

Если же говорить о 223-ФЗ, то он допускал, что участники тендеров, подающие заявку на торги, просто могут задекларировать свою продукцию как российскую. Производители декларировали таким образом свои товары и прикладывали сертификат ТР ТС — заказчики трактовали это как подтверждение принадлежности к отечественному производству.

Поэтому принятые до 2019 года нормативно-правовые акты по импортозамещению не привели к желаемому результату и реальной поддержке отечественных производителей, потому что фактически товары закупались в составе услуг. Например, комплексное строительство дороги включает и закупку низковольтного оборудования. Или, например, автоматические выключатели, которые обычно не являются предметом закупок, а входят в состав трансформаторных подстанций, щитов или комплексных услуг в сфере строительства зданий и сооружений.

Требования к составу комплектующих формируются заказчиками на этапах создания технических заданий, разработки проектной документации, согласования ведомости работ. Регулирование применения товаров российского производства в таких случаях раньше отсутствовало, и приоритет на отечественную продукцию не предоставлялся.

Поэтому, до принятия новых правовых актов, в России на модернизирующихся и строящихся за бюджетные средства объектах доля импортной продукции оставалась высокой — использовалось более 97 % электрооборудования иностранного происхождения, как правило, китайского, при наличии качественных аналогов отечественного производства.

Новый подход

Теперь Минпромторг регулирует состав этих услуг и вводит перечень используемого оборудования. Это может дать серьезный толчок в политике использования российских товаров в госпроектах.

КЭАЗ вошел в Единый реестр РЭП и Реестр российской промышленной продукции, формируемые Минпромторгом

Изменения начались в 2019 году с первого шага департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга — разработки 878 постановления. Они предложили создать реестр российской радиоэлектронной промышленности (РЭП), в который будет включена отечественная радиоэлектронная продукция. В самом перечне РЭП для ограничений по № 44-ФЗ, товары с кодом 27.1 отнесли к радиоэлектронной продукции.

  • Введен Единый реестр российской радиоэлектронной продукции (подробнее в документе ниже), формируемый Минпромторгом РФ.
  • Предоставлено 30-процентное ценовое преимущество товарам российского происхождения из Единого реестра РЭП в закупках согласно 223-ФЗ.
  • Введено правило «3-й лишний» для товаров из Единого реестра РЭП при закупках по 44-ФЗ.
  • Для получения приоритета в размере 30 % участник закупки подтверждает, что предлагаемая продукция включена в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции.
  • Включение продукции в Единый реестр РЭП, а также Реестр российской промышленной продукции требует ежегодного подтверждения.

К сожалению, правило «третий лишний» тоже не всегда работало должным образом. Производители в некоторых случаях могли его обойти и выиграть тендер, просто задекларировав иностранную продукцию как российскую.

В апреле 2020 выходит запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств. Введены формируемые Минпромторгом РФ:

  • Реестр российской промышленной продукции (Реестр РПП), в который продукция включается по правилам ПП 719 и Реестр евразийской промышленной продукции (Реестр ЕПП) — для производителей из ЕАЭС.
  • Товары, указанные в приложении (перечне) к 616 ПП, и которые не включены в Реестры РПП и ЕПП, не допускаются к закупке по 44-ФЗ.
  • Любые промышленные товары иностранного происхождения (кроме товаров из ЕАЭС) не допускаются к закупкам для нужд обороны и безопасности страны.
  • Нельзя объединять в рамках одной закупки (контракта, лота) товары, включенные в перечень к ПП 616 и отсутствующие в нем. Это правило не применяется при закупках по гособоронзаказу.
  • Для товаров, указанных в приложении к 617 ПП, внесенных в Реестры, вводится правило "3-й лишний".
  • Размер минимальной доли, перечень российской продукции, подлежащей квотированию определяются правительством.

В настоящее время низковольтная аппаратура не внесена в приложения к 616 и 617 ПП, но Минпромторг поддерживает предложения отечественных производителей о ее включении, поэтому есть надежда на скорое ее там появление.

Новые нормы обязали заказчиков указывать страну происхождения всех комплектующих или частей услуг.

В августе 2020 г. в силу вступили 249 и 250 ФЗ, которые внесли изменения в процесс госзакупок и проведение тендеров. Теперь для государственных закупок предусмотрено квотирование (выполнение обязательной доли закупок отечественных товаров, в том числе поставляемых при выполнении работ и/или оказании услуг) от стоимости всего оборудования, в том числе и закупаемого в составе других товаров и услуг. В соответствии с проектами постановлений правительства, уточняющими требования вышеуказанных законов, с 1 января 2021 года эта доля должна составить 60 %, а к 2023 году — 80 %.

К 2023 году доля российский товаров при закупке должна достичь 80%

Работает это так:
госкорпорация публикует в открытом доступе планы закупок — в них они обязаны указать, сколько единиц каждой закупаемой продукции им нужно в год, в том числе и в составе крупных объектов. 60 % этой суммы должно пойти на российские изделия. И здесь будут засчитываться только те товары, которые включены в Реестр РПП.

Сейчас главная сложность для чиновников — определить какие продукты и главное, как будут отслеживать в плане импортозамещения. КЭАЗ принимает активное участие в их обсуждении, они должны быть учтены в соответствующих проектах постановлений правительства уже в октябре этого года.

Электротехнический интернет-портал elec.ru
Октябрь 2020


{{config.countCommentsText}}
Чтобы оставлять комментарии необходимо авторизоваться.
  • avatarМодератор
    {{comment.nick}} {{comment.nick}} {{comment.parent.author}}
    {{comment.parent.author}}
     {{comment.parent.date|date:'dd.MM.yyyy'}} в {{comment.parent.date|date:'H:mm'}}
    {{comment.date|date:'dd.MM.yyyy'}} в {{comment.date|date:'H:mm'}}
     
    {{comment.likes}}
    Чтобы отметить комментарий необходимо авторизоваться
    Редактировать Сохранить Отмена Удалить
  • Еще